Реки
Течения, переправы, стратегическое использование
Реки — это, пожалуй, самая важная часть создания доиндустриального мира. Тем печальнее, что они часто неправильно понимаются и недостаточно используются в D&D. Большие реки являются основой цивилизации и служат главным средством передвижения людей, товаров и армии. Из-за их укоренившейся важности для общества мы должны углубиться в детали, чтобы вы могли правильно использовать реки при создании мира.
Это перевод статьи River Courses, River Crossings, Tow Boats за авторством RedFiend.
Течения реки и формы рельефа
Как уже говорилось в предыдущей статье «Реки и водоразделы — создание мира», они начинаются в горах и чаще всего заканчиваются в океане. Мы можем разделить русло поверхностного стока от его устья до истока (самой удаленной от устья точки) на три отдельных течения: высокое, среднее и низкое.
Высокое течение реки
Высокое течение начинается в верховьях реки на больших высотах, таких как горы, холмы и нагорья. Вода поступает в высокое течение за счёт осадков, таяния снега и родников — грунтовых вод, поднимаемых на поверхность. Водотоки, формирующиеся в высоком течении, неглубокие, узкие и быстрые из-за резких перепадов высот. Со временем эти водотоки размывают землю и создают крутые, V-образные долины. Эти водные пути являются самыми прямыми из всех русел и, как следствие, создают очень мало боковой эрозии берегов реки.
Высокое течение реки заканчивается на линии падения. Линия падения часто проходит в районе предгорий. Это демаркационная линия между высоким и средним течением реки, где водные потоки резко «сбрасывают» высоту, в результате чего образуются пороги и водопады. Со временем реки могут вертикально размывать горную породу под собой, образуя ущелья и каньоны. Ущелья и каньоны — это водные пути, окаймлённые высокими вертикальными скалами. Их можно отличить по вершине/хребту. Ущелье имеет отвесный вертикальный склон от гребня до основания, в то время как каньон шире у гребня, чем у основания.
Среднее течение реки
Линия падения отмечает изменение русла реки от высокого течения к среднему. Кроме того, часто с неё начинается фарватер — то есть она является самой дальней границей, до которой могут пройти суда вверх по реке. За ней водный путь слишком мелководен или имеет слишком крутой уклон для движения судов.
В среднем течении V-образные долины сменяются U-образными. Они шире и образуют более ровную поверхность, что позволяет реке сильнее разлиться, замедлиться и начать меандрировать (изгибаться влево и вправо). В среднем течении часто происходит слияние нескольких притоков (подводящих ручьев), и русло становится глубже, чем в верхнем течении.
Лодки с малой осадкой обычно способны перемещаться по среднему течению реки. Примером тому могут служить некоторые корабли викингов, которые могли перемещаться значительно дальше вглубь материка, чем предполагало большинство европейских королевств. Налётчики могли быстро продвигаться вглубь страны и совершать набеги на места, расположенные далеко от побережья. Кроме того, их корабли были лёгкими, что позволяло проще переправлять их волоком (по суше) на другие реки и делало их очень сложными для отслеживания и обнаружения.
Общей чертой среднего и нижнего течения меандрирующих рек являются излучины (изгибы) и старицы. Иногда речная излучина изгибается, делая почти полный круг перед продолжением течения. Со временем эрозия завершает этот круг, выпрямляет русло реки и оставляет после себя озеро в форме серпа — старицу. Когда река достигает плоских прибрежных равнин, она оставляет за собой среднее течение и переходит в нижнее.
Нижнее течение реки
Нижнее течение лучше всего характеризуется расположением на плоских низменностях и сопровождающей его широкой поймой. Нижнее течение является кульминацией слияния множества различных притоков по всему водосборному бассейну реки и ожидаемо является самым широким, глубоким и меандрирующим из всех речных течений. Реки в нижнем течении чаще всего заканчиваются эстуарием (устьем, расширяющимся в сторону океана), слиянием с другой крупной рекой или — реже — с внутренним морем/озером без дальнейших выходов.
Нижнее течение реки имеет большое значение благодаря ровной местности и пойме. В пойме нижнего течения обычно располагаются плодородные сельскохозяйственные угодья и хорошо развитые сезонные или постоянные водно-болотные угодья. Преобладание хороших сельскохозяйственных земель и возможность навигации делает нижнее течение реки идеальным местом для размещения городов при создании мира. Давайте немного подробнее рассмотрим стратегическое значение рек.
Реки и стратегическое позиционирование
Как и горы, реки служат отличными природными маркерами политических и административных границ. Реки часто занимают важное место в политическом облике государства, либо помогая обозначить его границу, либо потому, что они служат сердцем государства, его торговли и управления.
Еще одним важным стратегическим аспектом рек является их роль в транспортировке внутри страны и за ее пределами. Реки — это супермагистрали и железнодорожные сети доиндустриального мира. Они играют столь важную роль, поскольку позволяют быстро и эффективно перемещать людей и товары на большие расстояния. Внутренние товары могут спускаться вниз по реке к побережью для экспорта, а импортные товары могут быстро доставляться во внутренние земли страны. Способность к быстрому и эффективному перемещению также имеет огромное значение для военных действий. Возможность быстро перемещать армию между населёнными пунктами без необходимости тратить силы на марш означает, что солдаты могут быстро добраться туда, куда им нужно, и по прибытии быть свежими и готовыми к бою.
Транспортные узлы и точки контроля
Когда вы думаете, где разместить поселения в вашем мире, вам могут помочь реки. Если поразмыслить о том, как товары и люди используют реки в вашем мире, появится несколько идеальных мест для поселений. Первое — это транспортный узел. Транспортный узел — это любая точка на пути людей или товаров, где необходимо изменить средство передвижения.
Например, у большинства морских судов слишком глубокая осадка, чтобы заходить в реки и двигаться по ним. Порты, находящиеся в эстуарии, позволяют людям и товарам переходить с морских судов на речные. Как и другие прибрежные порты, речные устьевые порты также служат важнейшими пунктами пополнения запасов для судов, совершающих морские рейсы.
Другие типы речных портов также будут развиваться вдоль ваших водных путей, вверх по течению. Они часто появляются в местах слияния рек — эквивалент города, возведённого на перекрестке. Некоторые поселения развиваются у волоков. Во́лок — это участок суши между двумя водными путями, по которому волоком перемещаются суда. Иногда людям приходится перетаскивать товары через речные мели и пороги. В других случаях они пересекают сушу, чтобы перейти на другой водный путь, как мы уже отмечали в примере с викингами. И, в конце концов, товары необходимо выгрузить на линии падения, где отсутствует фарватер, и лодки больше не могут продолжать движение. В таких поселениях, располагающихся у верхнего течения, могут быть специальные места, где товары перегружаются с лодок на тягловых животных для перемещения вглубь страны или вверх через горные перевалы.
Точки контроля — это стратегические, хорошо обороняемые места, где военные могут легко контролировать доступ к району и проход через него. Прибрежные, устьевые порты являются одновременно и транспортными узлами, и точками контроля. Другой хороший пример — речной остров. Отсюда военные могут блокировать и атаковать речные суда, наслаждаясь позицией, которую очень трудно атаковать или осадить. Точно так же укрепление или замок на внутренней стороне речного меандра может контролировать доступ к реке и при этом защищать только одну сторону от противостоящих ему сухопутных сил.
Но что происходит, когда товары и людей нужно перекинуть через реку? Речные переправы также являются неотъемлемой частью контролирования перемещений товаров и людей. Отличным примером важности и пользы укреплённых речных переправ является замок Близнецы из «Игры престолов».
Речные переправы
Переправы через реки бывают трёх видов: броды, мосты и паромы. Броды — это неглубокие участки водотока, которые позволяют людям и грузам пересекать реку не вплавь. Являясь самыми простыми из различных типов речных переправ, большинство бродов возникают естественным образом. Но они могут быть и спроектированы, и требуют при этом меньше инженерных работ, чем мосты. Недостатком бродов является то, что они могут стать непроходимыми, если уровень воды в реке поднимется слишком сильно в результате обильного дождя, наводнения или весеннего таяния снега. Другая проблема бродов заключается в том, что они препятствуют проходу водных судов. В случае мостов и паромов эта проблема сохраняется только при определённых их формах.
Найти интересное использование бродов в фэнтези и увидеть их значимость в бою можно в битве на переправе Секала в книге «Врата Мёртвого дома» из цикла «Малазанская книга павших».
Виды мостов и их использование
От бродов мы переходим к мостам. Мосты служат той же цели и, как ни удивительно, сталкиваются с большинством тех же проблем. Конечно, самое большое преимущество мостов в том, что вам не придётся мочить ноги или беспокоиться о том, что вас унесёт течением при переходе через реку. Однако мосты имеют свойство разрушаться. Не зря до наших дней сохранилось не так много мостов древности. Часто они были временными и строились рядом с бродом на случай, если мост разрушится. Обычно это происходило из-за увеличения объема и скорости воды. Весеннее половодье или наводнение смывало мост. Затем его восстанавливали. Даже Тарр Степс — древний мост из крупных камней, сохранившийся до наших дней, — регулярно повреждается течением реки. Чтобы вы понимали, даже спокойные реки при подъеме воды постоянно смывают вниз по течению двухтонные камни.
Большинство мостов, относящихся к приблизительному историческому периоду, представленному в D&D, не были бы спроектированы для прохода кораблей и лодок. Да и зачем? Как мы уже говорили, транспортный узел, заставляющий перегружать товары, — это первоклассное место для вашей недвижимости. Такую необходимость можно навязать, построив мост, который блокирует проход для водных судов.
Мосты через реки бывают двух основных видов: однопролётные и свайные. Как можно понять из названия, первый вид полностью перекидывается через реку, а второй имеет поддерживающие его сваи (столбы) посреди реки. Эти виды мостов имеют удивительное конструктивное разнообразие.
Типы мостов в D&D
1к6 | Тип моста |
1 | Тропа из больших камней. |
2 | Бревенчатый мост (или просто дерево, перекинутое через реку). |
3 | Мостки (крупные плоские каменные плиты на каменных опорах). |
4 | Бамбуковый/деревянный мост поверх опор (дощатые мосты — тип деревянных мостов, используемых для пересечения заболоченных территорий). |
5 | Арочный/Сводчатый мост (однопролётный или на сваях) — иногда создается с учётом прохода небольших судов. |
6 | Передвижной/разводной мост (однопролётный), разработанный специально для прохода буксируемых лодок, запряжённых тягловыми животными. |
Буксируемые лодки
Я делаю всё возможное, чтобы включить в свои игры по D&D речные буксируемые лодки (узкоколейки). Они предлагают отличный альтернативный способ передвижения и освежают стандартный квест по защите каравана. Буксируемые лодки длинные и используются для перевозки грузов вверх и вниз по рекам и каналам. Эти лодки отличает то, что они тянутся животными по тропе вдоль берега, а не приводятся в движение течением, парусом, вёслами или толкающим шестом.
Буксируемые суда обладают рядом неоспоримых преимуществ при перевозке грузов по рекам и каналам. Во-первых, они полагаются на более надёжный источник движущей силы, чем парусные суда, и в отличие от лодок, зависящих от течения, буксируемое судно может проще двигаться вверх или вниз по реке. Использование шестов на баржах или других водных судах обычно требует двух членов экипажа, и вместе они не могут сравниться с тягловой силой грузового судна. При использовании вёсел возникает аналогичная проблема, поскольку каждый ряд весел, который вы добавляете к лодке, уменьшает количество груза, который вы можете перевозить. Кроме того, каналы, как правило, очень узкие (в Англии их ширина составляет 7 футов или около 2 метров), что делает использование вёсел практически невозможным.
Между тем, одна тягловая лошадь, направляемая одним членом экипажа или нанятым парнишкой, может буксировать лодку с грузом до 70 тонн. Неплохо для средства передвижения, топливом которому служит трава, растущая вдоль тропы. Я это к тому, что добавьте в свою кампанию несколько буксируемых лодок. Они отлично подходят для столкновений, потому что персонажам нужно защищать лодку, товары на палубе, команду и лошадей на тропе. Поскольку канал такой узкий, воры могут быстро запрыгнуть на лодку, схватить столько, сколько смогут унести, и скрыться. Или же они могут забрать лошадь и оставить вас в трудном положении. Можно придумать много всякого веселья, добавьте их в свою следующую кампанию.
Паромные переправы
Последний тип переправы через реку, который мы рассмотрим, — это паром. Паромы являются оптимальным решением для переправы через реки, которые слишком глубоки для брода или слишком широки для моста. Ещё одним преимуществом паромов является то, что большинство из них не препятствует проходу водных судов вверх и вниз по реке. Итак, сначала поговорим о типе парома, который МОЖЕТ препятствовать проходу водных судов, — это канатный паром.
Канатный паром
Каждый, кто знаком с «Историей рыцаря» или другими подобными фильмами и книгами о средневековье, сталкивался с канатным паромом. При таком способе переправы канат или цепь закрепляется на каждом берегу реки и пропускается через один или два столба на паромной лодке. Вы переправляетесь через реку, потянув за трос. Обычно трос подвешен над водой, блокируя движение судов вверх и вниз по реке, но цепи также можно ослаблять и затоплять, чтобы обеспечить проход. Однако железо в воде — это верный способ получить ржавчину, что приводит к дорогостоящему и частому ремонту. Вода также изнашивает и канат, поэтому подводные тросы были довольно редким явлением.
Паромное водное такси
Когда современный человек думает о пароме, скорее всего, на ум ему приходит водное такси. Эти паромы — лодки или корабли, курсирующие по определённому расписанию, регулярно перевозящие людей и грузы через заливы, реки и озёра. Они могут приводиться в движение парусом, но чаще всего используется шест или весло. Когда речь заходит о водных паромах-такси, нет смысла глубже вдаваться в подробности.
Элемент времени, присущий таким паромам, делает их отличным вариантом для D&D. Группе может потребоваться пережить несколько раундов боя с превосходящими силами противника, давая парому подойти достаточно близко, чтобы забрать их. Это также хорошая возможность для злодеев, чтобы скрыться от искателей приключений.
Реакционный паром
Реакционный паром — это, вероятно, тот вид парома, с которым вы наименее знакомы, если живете в Соединенных Штатах. Но они были весьма популярны в Европе, особенно в германских государствах. Реакционный паром — это единственная речная переправа, которая использует силу реки, чтобы помочь людям переправиться через нее. Для его функционирования столб вбивается по центру канала на острове или прямо в воде с помощью сваи. Трос проходит от середины реки к носу баржи или лодки, направленной вверх по течению. Затем паромное судно движется от одного берега к другому по маятниковой дуге таким образом, что течение толкает паром к противоположному берегу.
Поскольку ни одна из частей реакционного парома не блокирует доступ к реке, водные суда могут двигаться вверх и вниз по течению, если способны маневрировать вокруг центрального острова/сваи. Тем не менее, у реакционного парома есть некоторые недостатки. В первую очередь из-за необходимости установить неподвижный якорь в центре водного пути. Как и большинство речных переправ, он подвержен повреждениям и разрушению из-за повышения уровня воды.
Использование рек в вашей игре
Реки могут и должны играть важную роль в ваших играх D&D. Они предоставляют прекрасную возможность для динамического создания мира во время игры, позволяя персонажам взаимодействовать с окружением и заставляя их с умом подходить к путешествиям и размышлять о том, как всё устроено в этом мире.
Кроме того, окружение должно бросать вызов игрокам. У путешествия по дороге или пересечённой местности должны быть преимущества и недостатки, чтобы создать осмысленный выбор. По-моему, любое препятствие или вызов, которые ваши игроки не могут просто убить, всегда делают игру интереснее. Могу точно сказать, что и мастеру, и игрокам будет приятно, когда такую трудность, как быстротечная река во время половодья, смывшая мост, персонажи смогут преодолеть с помощью редко используемого волшебником заклинания вроде «Хождения по воде». Не могу сосчитать, сколько я видел игроков, которые сначала скептически относились к выбранному их товарищем небоевому заклинанию или способности, а затем озадаченно наблюдали, с какой лёгкостью он устраняет очередную проблему на пути группы.
—
Перевод: Евгений Вислоухов
На обложке: спокойствие этой реки за авторством Thomas Dubois может быть обманчиво, стоит лишь дождаться половодья.
Интересует создание собственных миров? У нас есть ещё!
Ещё 1к4 статей