.
Проблемные игроки — Как с ними быть, и как не оказаться одним из них

В этой статье мы расскажем о привычках «проблемного игрока», которые могут проявиться у любого из нас. Подобное поведение способно послужить причиной как больших разочарований, так и вовсе аварийной остановки всей игры. Мы обозначим несколько самых распространённых примеров «проблемных игроков» и дадим совет, как с ними можно поступить.

Это перевод статьи Dealing With Problem Players in D&D за авторством Арти Шау.

Кто такой проблемный игрок?

Если коротко, это игрок с деструктивным поведением. Обычно он не намеренно зол или воинственен, или что-то в этом духе. Он может цепляться за собственное понимание веселья, которое портит впечатление от игры для всех остальных. Когда вы будете читать этот текст, вы можете увидеть в приведённых примерах кого-то из игроков, которых вы сами встречали во время игр, или даже самих себя. Это нормально! Даже лучшие из нас могут неосознанно поступать деструктивно, подавляя веселье окружающих. Если вам кажется, что вы или кто-то из ваших товарищей имеет склонность к привычкам проблемного игрока, то вот

Наш общий подход к решению вопроса с проблемными игроками

В мгновение, когда я полностью понимаю своего врага, понимаю его достаточно, чтобы одержать победу, в это самое мгновение я также люблю его. Я думаю, невозможно по-настоящему понять кого-то, понять его желания и убеждения, и при этом не полюбить его так же, как он любит себя сам. И затем, в то самое мгновение, когда я люблю его… я его уничтожаю.
Орсон Скотт Кард «Игра Эндера».

Чтобы постараться разобраться с проблемными игроками, мы попробуем по-настоящему понять их и тот стиль игры, который они для себя выбрали. Если у нас получится взглянуть на ситуацию их глазами и понять, что именно они получают с помощью такого поведения, то мы поймём и то, как разрешить эту проблему вместе с этими игроками, а не настроившись против них. Как и большинство социальных проблем, возникающих во время D&D, ключ к решению этой может быть найден благодаря выходу за рамки игры, чтобы постараться настроиться на одну волну с людьми за столом и поговорить с ними как с друзьями. Иногда проще сказать, чем сделать, мы знаем.

1. Адвокат правил

Он знает правила от и до и без промедлений прерывает поток игры, когда хочет поделиться с остальными своим мнением о том, как именно следует поступить в конкретной ситуации.

В чём проблема наличия адвоката правил за столом?

Одержимость нюансами правил может значительно нарушать течение игры. Споры с остальными игроками или мастером о том, как «должны» развиваться события, могут бросить стол в пучину дискуссий, разочарований и поиска верных ответов в google или книгах, убивая атмосферу и совместное повествование. Такие паузы способны стать больным местом для остальных игроков, особенно если они случаются постоянно. Адвокат правил может ставить «правильность» выше всеобщего веселья.

Что адвокат правил получает от такого поведения?

Адвокаты правил хороши в понимании следующей идеи: веселье в D&D не ограничивается шуточками, чувством новизны и легкомысленностью. Интерес и чувство удовлетворения могут исходить из понимания внутреннего устройства системы и его изобретательного использования для преодоления сложных столкновений. Такой способ игры может быть волнующим и приятным. Адвокату правил интересно именно такое исследование правил и поиск решений. Это хорошо. Проблема лишь в том, что подобный вид игры может отдавить ноги остальным участникам, которым не интересно так играть.

Что делать, если вы сами любите побыть адвокатом правил?

Для исследований внутреннего устройства правил есть своё место и время. Просто разгар сессии — не лучший момент для ведения затяжных споров. Старайтесь поддерживать мастера с помощью своих знаний вместо того, чтобы исправлять и состязаться с ним. Предложите взять на себя новичков. Позвольте ДМу быть мастером. Пусть во время игры его суждения остаются нетронутыми, и если вы не согласны с каким-то из них, обсудите это уже после сессии. В целом, просто расслабьтесь! Вы можете не заметить, как игра станет более веселой для всего стола, если не будете так сильно настаивать на точном следовании всем правилам.

Как поступать с адвокатом правил?

Такой игрок может быть ценным активом за столом. Я люблю играть с людьми, которые обладают отличными знаниями правил, так как мне нравится наблюдать, что они могут предложить с точки зрения механик. Просто я заранее оговариваю, что последнее слово будет за мной, а игра не будет прерываться, чтобы удостовериться в точном следовании букве закона. Если понадобится, мы закроем вопрос уже после. Если вы столкнулись с крайне конфликтным адвокатом правил, попробуйте поговорить с ним наедине, вне игры, обсудив возможность умерить пыл или попытаться направить в более продуктивное русло уже упомянутое стремление получать удовольствие от правил.

2. Дебошир

Постоянно совершает эпатажные и деструктивные поступки, которые должны сделать игру более… захватывающей? Если вы сталкивались с дебоширом во время игр, то прекрасно понимаете, о ком идёт речь. Происходит это как-то так:

Мастер: «Вы заходите в таверну, где тихо потрескивают дрова в камине… бармен пытается…»

Дебошир: «Я шлёпаю официантку и бросаю бутылку рома в камин, восклицая: „Как-то тут слишком холодно!“».

В чём проблема наличия дебошира за столом?

Любое развитие сюжета может моментально повернуть в другом направлении, превратившись в фарс. С дебоширом в группе (или ещё хуже — всей группой, опустившейся до дебоширов) вы не успеете и глазом моргнуть, как вся компания окажется в тюрьме… опять. Хотя такие случайные вспышки и могут показаться захватывающими в моменте, но игроки неизбежно начнут уставать от того, что история топчется на одном месте, а мастер будет наблюдать, как его подготовка, столкновения и поддержание нарратива отправляются на помойку.

Что дебошир получает от такого поведения?

В том, чтобы посмотреть, куда вас могут привести ваши случайные действия, есть определённая доля веселья. Дебошир ищет захватывающие и напряжённые забавы. И это в какой-то степени работает… какое-то время. Дебошир может пытаться задать встряску тому, что ему кажется скучным: стилю вождения мастера, сеттингу — чему угодно. Игра дебошира такова: «Если что-то скучно, нужно приправить это случайными, вызывающими выходками».

Что делать, если вы сами любите побыть дебоширом?

Желание создавать интерес и волнение — хорошее стремление… проблема возникает, когда оно перерастает в деструктивные импульсы, которые отпугивают остальных игроков. Это расстроит тех, кто следит за развитием истории, и, скорее всего, разозлит мастера, который увидит в этом простое дурачество и отвлечение от «настоящей игры», которую он пытается вести для вас. Направьте свою дерзость в позитивное русло! Поговорите с мастером о том, как вы понимаете увлекательную игру, и что именно в текущей кампании вам кажется скучным. Возможно, обсудите это и с остальными игроками. Предложите идеи. Попробуйте развить историю в направлении, которое предлагает мастер, и отнеситесь серьезно к предлагаемым зацепкам.

Как поступать с дебоширом?

Если за вашим столом кто-то ведёт себя как дебошир, значит произошла одна из двух вещей. Либо у вас с игроком были совершенно разные представления о будущей игре, и контент, который вы подготовили, не является для него интересным или увлекательным. Либо игрок считает, что игра скучна в данный момент — возможно, у него своего рода «посттравматическое скучное расстройство» от какой-то предыдущей игры, из-за которого он теперь пытается подлить масла в огонь в любой ситуации. Как бы то ни было, лучшим подходом будет честный и вежливый разговор. Спросите у него после игры, в чём дело. Дайте ему понять, что каждая ситуация, превращённая в фарс, расстраивает вас и, возможно, всех остальных за столом. Спросите, есть ли у него идеи, как можно ввести в игру что-то такое, что показалось бы ему самому крутым. Если этот разговор пройдёт не очень хорошо, и подобные поступки будут иметь место и в остальных играх, возможно, вам придётся попросить этого человека покинуть игру ради благополучия остальной группы.

3. Оптимизатор (минмаксер)

Обсуждение этого вида игроков породил больше всего споров, когда я упомянул его в нашей группе в Facebook. Позвольте мне уточнение: многие из нас оправданно получают огромное количество удовольствия от того, что можно считать здоровым оптимизаторством… тем не менее, есть хорошее оптимизаторство, а есть — деструктивное. Давайте дадим описание тому, что мы определяем как деструктивное оптимизаторство.

Поведение деструктивного оптимизатора обычно сопровождается другими поступками, создающими хаос. Отличительная характеристика такого игрока — создание однобоких персонажей, которые великолепны в очень узком наборе способностей, ради которого пришлось пожертвовать всеми остальными навыками.

В чём проблема наличия оптимизатора за столом?

Часто игроки обращаются к крайней оптимизации потому, что хотят «победить игру» раньше времени. Это может плохо сказаться на игре, больше посвящённой отыгрышу и повествованию. Одна из проблем, которые появляются при таком подходе, — высокая вероятность создания персонажа-молотка, которому все преграды представляются гвоздями. Если ваш герой действительно хорош в чём-то одном, он может пытаться решить любой вопрос с помощью одного и того же разученного трюка. Персонаж, пытающийся загнать каждое столкновение в свои рамки, и/или не имеющий терпения для ситуаций, в которых его единственное умение неприменимо, может запросто превратить игру в нечто плоское, расстраивая остальных. Например, Джонни создаёт альтернативного человека первого уровня с каким-нибудь подклассом и тотемным путём, которые в сумме дают ему +14 к запугиванию. Каждое столкновение он видит как возможность «победить с помощью запугивания». Так как его броски получают хороший модификатор, у него получается побеждать… почти всегда… механически. И это становится решением для всех социальных взаимодействий. В результате чего мы получаем монотонную простенькую историю.

Кроме того, оптимизаторы могут ненамеренно затмевать остальных игроков. Если в группе есть один герой, который, например, в сражениях на несколько голов выше остальных, он может доставить много неудобств мастеру при составлении столкновений и превратить в бледные тени других персонажей, заточенных под бои, но не использующих различные уловки при прокачке.

Что оптимизатор получает от такого поведения?

Как и некоторые другие виды игроков, перечисленные в этом тексте, деструктивные оптимизаторы обладают зачатками крутости, но просто придают своей энергии отрицательный заряд. Оптимизатору может нравиться пробираться сквозь множество правил и искать оптимальное взаимодействие между системой и различными дополнениями, классами и так далее, создавая в итоге невероятную синергию. Такие люди любят уходить с головой в тонкости и конструировать нечто такое, что не могло бы прийти на ум большинству игроков. Оптимизатору может нравиться чувство собственной крутости и понимание, что он перехитрил систему и как будто «выиграл» в эту игру с помощью подчинения вероятностей, достигнутому благодаря огромным показателям характеристик и навыков.

Что делать, если вы сами любите побыть оптимизатором?

Используйте свои силы во благо! Играть персонажем, который до звона заточен под определённую задачу, может быть очень интересно. Не будет лишним почаще проверять, не крадёте ли вы внимание у остальных героев. В целом, убедитесь, что вы создаёте персонажа, а не диковинку. Если ваш персонаж полезен для группы и может как использовать свои сильные стороны, так и принять свои слабости, то оптимизация может быть положительным явлением. Когда создаёте героя, подумайте о его правдоподобности. Легко ли поверить в его существование? Если нет, возможно, общая идея персонажа нуждается в небольшой доработке.

Как поступать с оптимизатором?

В качестве мастера стоит подойти к ситуации с позиции «мы — одна команда». Ваш игрок хочет получить удовольствие от поиска интересных комбинаций и билдов, он хочет создать персонажа, который чувствует себя крутым в своей нише. Если ваша кампания не требует чего-то конкретного, постарайтесь перенаправить эту энергию, вместо того, чтобы подавлять её. Объясните свою обеспокоенность таким узконаправленным персонажем и тем влиянием, которое он может оказать на геймплей. Будьте изобретательными при создании сценариев, которые смогут как предложить вызов слабым навыкам, так и наградить за наличие сильных. Уделите особое внимание распределению внимания среди всех героев, чтобы убедиться, что остальные персонажи тоже имеют шанс проявить себя.

В качестве игрока довольно сложно иметь дело с оптимизаторами. Потому что обычно на замечание вроде: «Джон, мне надоело, что твой персонаж постоянно наносит столько же урона, сколько все мы вместе взятые», — обычно можно получить ответ в духе: «Я играю по правилам. Научись играть, нуб!». Лучше всего обсудить это с глазу на глаз, прямо рассказав, что вас заботит. Если игрок искренне заинтересован в совместном веселье, он может немного подкрутить своего персонажа или, возможно, предложить помощь остальным, чтобы сделать игру интересной для всех.

4. Волк-одиночка

D&D — командный спорт. Иногда игрок может как бы забыть об этом и попытаться вести себя как волк-одиночка, находясь в групповом сеттинге. Представьте плута, который ночью решает проникнуть в крепость, пока его друзья спят.

В чём проблема наличия волка-одиночки за столом?

В книге или истории, в которой возможен асинхронный нарратив (например, при игре текстом), это может отлично работать. Проблема возникает, когда вы пытаетесь принести что-то подобное за стол, — тогда всеобщее веселье способно легко иссякнуть. Волк-одиночка может превратиться в кошмар для мастера. Разделенной группой очень сложно управлять с точки зрения распределения внимания, особенно когда всего один герой отправляется на личное задание. Как бы круто это ни звучало в теории, остальные игроки не захотят молча сидеть в течение полутора часов, слушая о ваших подвигах.

Что волк-одиночка получает от такого поведения?

Главное преимущество волка-одиночки в том, что он действительно заинтересован в развитии истории своего персонажа. Он хочет по-настоящему вжиться в роль героя, а дальше будь что будет.

Что делать, если вы сами любите побыть волком-одиночкой?

Если это игра вживую, просто принимайте решения, держа в голове интересы вашей команды. Направьте энергию, которая побуждает вас действовать, в сторону решения общих проблем, которые интересны всем собравшимся за столом.

Как поступать с волком-одиночкой?

Наверное, это наименее проблемный игрок из описанных здесь. Не важно, мастер вы или игрок, просто договоритесь, что ваша игра так не работает, когда кто-то один вдруг уходит заниматься своими делами в течение долгого времени. Проговорите, что D&D — командный спорт, и все решения и тактика должны осуществляться совместно. Или направьте энергию волка-одиночки либо в сторону игры дуэтом, либо кампании, проводимой текстом — отдельно от живых сессий. Оба варианта могут привести к крутым одиночным приключениям.

5. Пуп земли

Всегда находящийся в центре внимания пуп земли — наглядный пример того, что хорошего должно быть понемногу. У такого игрока всегда найдётся мнение, которое он поспешит высказать любому неигровому персонажу раньше остальных, он будет перетягивать на себя внимание во время сражений, делая акцент на крутости своего персонажа, и может стараться выполнять какие-то узкие задачи, даже если в группе есть эксперт с более подходящим набором умений. «Нет, малыш-плут, — говорит воин. — Ты слишком хрупок, чтобы идти в разведку в это опасное место. Я обучен рекогносцировке и облачён в более крепкую броню. Очевидно, что лучше пойти мне».

В чём проблема наличия пупа земли за столом?

У пупа земли есть все задатки хорошего игрока, кроме одного… умения переносить центр внимания. Отличный игрок будет спрашивать мнения всех участников и поддерживать остальных игроков в том, что их персонажи делают лучше всего. Пуп земли иногда забывает, что в D&D нужно действовать сообща, и ставит себя выше остальных.

Что пуп земли получает от такого поведения?

Пуп земли обожает игру. Он с энтузиазмом бросается в её пучину и любит испытывать на себе все её приливы и отливы.

Что делать, если вы сами любите побыть пупом земли?

Тут всё просто. Научись делиться, дурень! Если вы признали проблему, то полдела уже сделано. Просто поставьте установку сбалансировать свой энтузиазм. Для этого пусть ваш персонаж как привносит что-то интересное в историю, так и умеет сделать шаг назад, позволив остальным проявить себя в том, что они умеют хорошо делать. Ещё более полезный подход — стараться с помощью собственной энергии побудить других показать свои лучшие стороны. Если вы самоуверенны, больше прислушивайтесь к мнению других, когда дело касается их персонажей. Если ваш персонаж и другой герой оба хороши в чём-то одном, но тот умеет делать это чуть лучше… позвольте ему разобраться с проблемой!

Как поступать с пупом земли?

Опять же, у пупа земли отличные задатки хорошего игрока. Вместо слабой вовлечённости он наоборот слишком активен, затмевая остальных.

В качестве мастера поговорите с ним наедине, объясните, что хотите сделать игру интересной для всех, и попросите помочь вам с этим. Узнайте, может ли этот игрок придумать способ проявить лучшие стороны остальных участников, сделать звучание их мнений более громким, а крутость — более очевидной. Попросите его позволить группе чаще брать на себя управление ходом игры, чтобы она была интересна для всех. Если у вас получится помочь этому игроку зажечь лампочку над его головой и дать понять, что такая игра будет более увлекательной не только для остальной группы, но и для него самого, дальше дело, скорее всего, пойдёт как по маслу. Тем не менее, будьте готовы, что этот спокойный разговор без осуждений, возможно, придётся повторить. Старые привычки сложно изжить, и вам нужно будет последить в течение нескольких игр, как меняется отношение игрока.

Почётное упоминание

За столом вам могут встретиться и другие виды проблемных игроков. Вот несколько наших любимчиков, которые не влезли в эту статью:

  • Отказывающийся от наживки (не получается убедить его следовать предоставленным зацепкам).
  • Бродяга-/бомж-убийца (это особая, очень кровожадная разновидность дебошира).
  • Утверждает, что хаотично-добрый, поступает как законно-злой (тут нечего добавить).
  • Ворующий у группы (не надо так).
  • Королева драмы (наступит ли конец света, если этот игрок не добьётся своего?).

Перевод: Евгений Вислоухов

На обложке: толпа варваров от неизвестного автора, с которыми, похоже, уже поздно договариваться.

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить!

Ещё 1к4 статей