.
Один в поле воин — Оптимизируем сражения для игры один на один

Играть в D&D можно и вдвоём, главное иметь на руках нужные инструменты. Разбираемся, какие модификации можно внести в один из столпов D&D — сражения, — чтобы подготовиться к партии с единственным игроком.

Это перевод статьи «Balancing D&D Combat for One-on-One Play», в которой Майк Ши даёт набор конкретных советов для подготовки сражений в игре один на один. А до этого мы уже писали о том, как вообще начать играть дуэтом.

Набор D&D Essentials Kit включает в себя первые официальные правила D&D на двоих: с одним игроком и одним мастером. Это необычный способ играть, хотя некоторые, например ребята из D&D Duet, освоили такой подход некоторое время назад, а кто-нибудь, думаю, мог играть так уже долгие годы. Похожая ситуация со сражениями без карт и миниатюр — для кого-то такой вариант кажется невозможным, хотя другие пользуются им годами без всяких проблем.

У приключений один на один есть множество преимуществ. Намного проще собрать партию, когда нужен всего один игрок. Сессии могут проходить быстрее и с более стремительным развитием сюжета, когда в них участвует единственный игрок. История может сфокусироваться на конкретном персонаже. Более того, история (или даже весь игровой мир) может строиться вокруг этого героя. Список преимуществ можно очень долго продолжать. Обладая правильными инструментами и принципами, необходимыми для проведения игры один на один, у нас, возможно, даже получилось бы сконвертировать под единственного персонажа одну из готовых кампаний вроде «Проклятья Страда», «Гробницы аннигиляции» или «Тирании драконов».

Один в поле воин | изображение 1

В подготовительных шагах к игре нет особых отличий, когда нам нужно провести сессию для одного игрока. Мы всё ещё могли бы использовать советы из «Возвращения ленивого мастера подземелий», если пожелали. Первый шаг — обзор персонажей — становится намного проще и может оказать сильное влияние на оставшиеся семь. Проведение кампании и изложение истории может работать так же хорошо для одного персонажа (и его напарника — об этом чуть ниже), как и для четырёх.

При этом один из аспектов D&D — сражения — требует осторожной настройки, когда в игре участвует меньше четырёх персонажей.

Боевые столкновения и дизайн монстров в пятой редакции чаще всего подразумевают четырёх персонажей. Помимо собственных способностей, герои также обладают групповой синергией, которая не доступна единственному персонажу. В игре один на один нельзя просто убрать часть монстров из боя и надеяться, что он пройдёт гладко. Для этого нам — мастерам — необходимо постоянно помнить об определённых концепциях.

Цель этой статьи — дать вам инструменты, которые позволят подготовить любое приключение, включая официальные, для игры с одним мастером и одним игроком.

D&D Essentials Kit приходит на помощь и вводит напарников. Эти неигровые персонажи — не слишком сильные и довольно простые с точки зрения механик — призваны работать бок о бок с главным героем в игре один на один. Они помогают создать командную синергию, не являясь при этом полноценными персонажами.

Короткий чек-лист для сражений в играх один на один

Используйте перечисленные советы, чтобы настроить бои для одного игрока и его напарника. Чуть позже мы рассмотрим каждый совет более детально.

  • Уменьшите количество монстров, с которыми придется иметь дело каждому из персонажей. Если вы вводите больше монстров, чем количество героев в отряде (включая напарников), следует проявлять особую осторожность.
  • Уменьшите количество хитов монстров, насколько это требуется.
  • Уменьшите количество атак и наносимый урон, насколько требуется.
  • Избавьте монстров от легендарных действий и сопротивляемостей, а также от действий логова. Или настройте их, чтобы они соответствовали сражению.
  • Будьте осторожны с заклинаниями и эффектами, которые могут вывести персонажа из строя после одного неудачного спасброска.
  • Дайте персонажам реликвии, свитки, зелья и магические предметы, чтобы обезопасить их слабые места.
  • Проводите масштабные сражения за кадром. Опишите группу союзников, которая берёт на себя многочисленных монстров.

О напарниках

Напарники, впервые представленные в Unearthed Arcana (перевод документа предоставлен сообществом D&D Модно. — Прим. пер.), а затем опубликованные в D&D Essentials Kit, — благословение для вашей игры в D&D один на один. Напарники помогают заполнить пробелы в навыках единственного героя, ступившего в мир D&D. Воину, например, не помешает напарник, обладающий лечащими способностями, который бы следил за его здоровьем. Волшебнику мог бы здорово помочь напарник-защитник, оберегающий его от наиболее сильных врагов. У напарников есть навыки, способности и заклинания, призванные помочь персонажу в сложных ситуациях. Во время игры напарники могут использовать действие «помощь», чтобы предоставить преимущество герою во время проверок, если это требуется.

Приключение «Дракон Ледяного пика» из Essentials Kit содержит правила о получении напарником новых уровней вплоть до шестого, а в трёх дополнительных приключениях есть правила, позволяющие прокачать его до двенадцатого. Если этого недостаточно, или у вас нет доступа к этим приключениям, вы можете воспользоваться правилами из Unearthed Arcana (или их переосмысленной версией, которая появилась в недавней книге «Котёл Таши со всякой всячиной». — Прим. пер.), которые описывают путь напарника от базовой карточки НИП до героя двадцатого уровня. Одно из преимуществ правил из UA — возможность использовать в качестве напарника любое существо из «Энциклопедии чудовищ» с показателем опасности не выше 1. Таким образом, вспомогательным персонажем может стать городской стражник, ручной паук или летающая змея, и при этом получать уровни вместе с игроком.

Настраиваем боевые столкновения

Когда персонаж игрока и его напарник подготовлены, дальнейшие шаги по подготовке к игре один на один ложатся на плечи мастера. Недостаточно просто сократить количество монстров, хотя это и важный элемент задачи. Нужно помнить о недостатке синергии у единственного игрока, что не является проблемой в группе из четырёх персонажей.

Мы уже говорили о том, как повысить сложность боёв с монстрами. По большей части, всё сводится к трём простым шагам: увеличить их количество, дать им больше хитов и повысить наносимый урон. Это три важных рычага, за которые может дёргать мастер, чтобы моментально изменять сложность сражения. Аналогично и с игрой один на один — эти рычаги можно дёргать в обратную сторону, уменьшая количество монстров, их хиты и урон. Это основа того, что нужно знать для проведения сражений с одним игроком.

Выбираем количество монстров

Первая переменная, влияющая на сложность сражения, — количество врагов, с которыми сталкиваются персонажи. В игре один на один нужно быть очень осторожными, особенно если монстров больше, чем членов группы. Мы можем использовать наши советы по столкновениям, чтобы получить примерные значения опасности для каждого уровня персонажа. Или можно использовать данное приблизительное руководство, чтобы понять, не окажется ли бой смертельно опасным. В целом, герой должен редко сталкиваться со значениями выше следующих:

Для персонажа 1-го уровня
  • Одно существо со значением опасности 1/4 или ниже.
Для персонажа со 2-го по 4-й уровень
  • Одно существо со значением опасности 1/4 от уровня персонажа.
  • Два существа со значением 1/10 от уровня персонажа.
Для персонажа с 5-го по 20-й уровень
  • Одно существо со значением 1/2 от уровня персонажа.
  • Два существа со значением 1/4 от уровня персонажа.
  • Четыре существа со значением 1/10 от уровня персонажа.

Грубо говоря, персонаж может столкнуться с пятью и более противниками только в редких случаях, продиктованных сюжетом. Четыре оппонента ставят единственного героя в очень невыгодные условия, особенно в отсутствие групповой синергии.

Обратите внимание, что обычно мы игнорируем напарника, когда принимаем решение о количестве монстров. Хотя напарники и приносят пользу, они слабее основного персонажа.

Для углубления в эту концепцию вы можете обратиться к отличной статье Джонатана и Бет из D&D Duet о масштабировании боевых столкновений для одного игрока.

Уменьшаем количество хитов и наносимый урон

Две другие переменные, позволяющие контролировать сложность сражения, — жизни и урон монстра. Мы можем изменять первый показатель в пределах костей хитов существа, чтобы влиять на продолжительность боя. Обычно, когда героев много, мы увеличиваем хиты, чтобы он продержался подольше. Однако, когда речь идет об одном игроке, мы будем уменьшать их количество. Это придется делать на глаз во время сражения. Если оно затянулось, подкрутите жизни монстра в меньшую сторону. Если дела персонажа идут неплохо, можно остановиться на средних значениях.

То же и с наносимым уроном, включая дополнительные атаки, — обычно они предполагают большое количество персонажей. Когда в бою участвует один игрок, стоит уменьшить урон монстра или отобрать у него часть атак, которые он может совершить за ход.

В качестве примера давайте возьмём огров. В приключении «Дракон Ледяного пика» персонажи могут столкнуться с двумя ограми и несколькими орками в часовне Савраса. Если вы играете с единственным героем (как это было у меня с Newbie DM), можно начать с уменьшения количества огров до одного. Это всё ещё будет тяжёлым испытанием для персонажа 3-го уровня, даже несмотря на напарника, особенно если также добавить сюда одного-двух орков.

У обычного огра 59 хитов. Более сильный огр может иметь до 91 хита, а более слабый — от 28. Для нашей игры один на один пусть будет 30 хитов. В среднем он наносит 13 урона своей палицей. Мощный в состоянии нанести 20 урона, а слабый — от 6. Остановимся на 8. Если мы хотим кидать кости для определения урона, это число можно выразить броском 1к6 + 5. Такой огр всё ещё представляет опасность для третьеуровнего персонажа, но не сможет отправить его в нокаут с двух ударов.

Если мы возьмёмся за орков, то можно заменить их секиры боевыми топорами, снижая урон с 9 до 7, или даже до 6, если дать им ручные топоры.

Нам не нужно планировать всё это заранее. Изменения можно вносить прямо во время игры, если в этом возникает необходимость. Не обращайте внимания на человека за занавесом.

Держа руку на трёх рычагах — количестве монстров, их хитах и уроне, — мы можем управлять уровнем сложности нашей игры один на один.

Настраиваем легендарных монстров

Легендарные монстры специально созданы для противостояния четырём и более персонажам. Им удаётся это (с разной степенью успешности) благодаря легендарным действиям и сопротивляемостям, а также действиям логова.

Настройка легендарных монстров для сражений с единственным героем и его напарником заключается, по большей части, в избавлении от этих преимуществ. В таких сражениях мы можем отобрать у монстра его действия логова и легендарные действия и сопротивляемости. Это снижает количество урона и действий до уровня, сопоставимого со способностями одного персонажа и его помощника.

В зависимости от сложности разворачивающегося сражения, мы можем пойти дальше и изменить и другие показатели противника. Например, хиты, чтобы их количество лучше соответствовало наносимому урону героя и его напарника. Возможно, даже придется снизить урон монстра, несмотря на отобранные легендарные действия.

Разбираемся с эффектами «пан или пропал»

При провале спасброска эти эффекты могут серьёзно ослабить существо или вообще вывести из строя. Такие заклинания, как Подчинение чудовища, Сон или Гипнотический узор, попадают в эту категорию (некоторые, например, Сон, вообще не дают совершить спасбросок). Способности монстров, вроде Вопля баньши, Очарования вампира и примерно половины лучей бехолдера, тоже считаются эффектами «пан или пропал».

Во время сражения с монстром эти способности могут вывести из боя одного из членов группы искателей приключений, но в игре с единственным персонажем это может стать моментальным проигрышем.

В таких ситуациях нужно быть особенно осторожными с существами, обладающими подобными способностями. Можно просто отобрать такую возможность у монстра, сконцентрировавшись на действиях, которые наносят урон или накладывают менее истощающие эффекты. Или слегка изменить, учитывая их потенциальную летальность. Например, можно снимать ослабляющий эффект после одного раунда, не требуя совершить спасбросок. Главное, быть готовыми к подобным проблемам заранее, до того как они возникнут во время игры.

С другой стороны, такие эффекты могут направить историю в интересном направлении. Персонаж, очарованный вампиром, может перевернуть сюжет с ног на голову. Такой сдвиг повествования способен вылиться во что-нибудь увлекательное, но в силах также и разрушить игру, если единственный персонаж кампании будет убит бехолдером после одного проваленного спасброска.

Будьте бдительны и относитесь к таким эффектам с учётом их изначального предназначения — противостояния четырём героям, а не одному.

Вводим реликвии, свитки и зелья

Одинокий персонаж в D&D, скорее всего, будет обладать серьёзными недостатками, если сравнивать его с полноценной группой искателей приключений. У воинов, например, может не быть подходящих способностей, чтобы справиться с большой группой слабых монстров. Напарник может взять на себя часть задач, но и его силы ограничены. Нам могут понадобиться другие способы укрепить слабые места.

Лечение — очевидный потенциальный пробел. Если по какой-то причине ни у основного персонажа, ни у его напарника нет магических способностей, позволяющих залечить раны, нам нужно предоставить необходимое количество зелий лечения и других укрепляющих волшебных предметов, чтобы это нивелировать.

Заклинания, атакующие по области, также могут быть проблемой. Единственный воин и его жрец-напарник в силах справляться с небольшими отрядами врагов, и хотя огненный шар всегда мог бы быть кстати — вряд ли у них будет к нему доступ. Ожерелье огненных шаров — отличный волшебный предмет для воина, который закроет его потребность в эффектах, действующих по области.

В игру можно ввести множество реликвий (одноразовых волшебных предметов. — Прим. пер.), чтобы дать герою и его напарнику больше гибкости. Можно выбрать их случайно или подобрать такие, которые усилят слабые места персонажей, отправившихся в приключения по местам, рассчитанным на группу из четырёх разных героев.

Проводим масштабные сражения за кадром

Чуть выше мы говорили о возможности сыграть большое приключение, вроде Тирании драконов, с единственным персонажем. Каково будет одному игроку и его напарнику столкнуться с Тиамат? Для начала, стоит отобрать у неё легендарные действия и сопротивляемости. Её дыхание превратится из легендарного действия в обычное. Было бы странно, если бы она вообще не могла им пользоваться.

Чтобы помочь героям справиться с этой способностью, мы могли бы дать им различные зелья сопротивления или другие реликвии, которые были бы полезны против её разрушительных сил.

Наверное, можно было бы подправить её показатели и выборочно забыть о регенерации и заклинании Божественное слово. Она всё ещё будет иметь кучу хитов и высокий класс доспеха.

Когда в бою участвует подобный враг, мы можем провести его часть за кадром. Возможно, альянс металлических драконов, сражающийся против Тиамат, уже столкнулся с ней до прибытия героев и снял часть хитов, а то и лишил пары голов. Возможно группа архимагов успела наложить несколько заклинаний, лишающих Королеву драконов способности к регенерации, до того как они были испепелены её дыханием, которое вот-вот перезарядится.

Когда мы видим, что повествование движется к моменту, в котором один герой и его напарник имеют мало шансов перед лицом могущественного врага или неких сил, мы можем обыграть часть этой ситуации за кадром. Если персонажи вынуждены, например, вступить в бой с сорока орками, группа союзников может прийти на помощь, приняв на себя основной удар и оставив нашим героям бой с предводителем орков и двумя её приспешниками. Это позволяет передать ощущение масштабного сражения без риска обескуражить персонажей.

Расширяем мир D&D

Возможность играть в D&D вдвоём — с одним мастером и одним игроком — разительно развязывает нам руки. Это даёт собраться за столом группам, которые иначе не могли бы сделать этого из-за отсутствия необходимого количества участников. Возможность играть один на один в масштабные приключения позволяет нам делиться эпичными историями о похождениях героев, которые сталкиваются с ужасающими угрозами, нависшими над всем миром. С помощью нескольких простых трюков мы можем настроить подобные приключения таким образом, чтобы истории о великих приключениях могли быть рассказаны всего одним игроком и одним мастером.

Перевод: Евгений Вислоухов

На обложке: храбрый одинокий воин надеется, что мастер отобрал у дракона легендарные действия; за авторством Koidl.

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить!

Ещё 1к4 статей