Что наша жизнь?
Ролевые игры за столетия до D&D
В основе оригинальной настольной ролевой игры лежали несколько поколений варгеймов, повествовательная традиция и салонные игры.
Это перевод статьи Roleplaying games were around hundreds of years before Dungeons & Dragons за авторством Стивена Пейна.
Ролевые игры стали частью массовой культуры в 1974 году, когда двое друзей явили миру Dungeons & Dragons. Фэнтезийные RPG родились под влиянием нескольких форм развлечений, включая творчество Толкина, варгеймы вроде Chainmail и интерес к самой истории, и подарили людям новый невиданный способ играть в игры. И хотя D&D и позволила по-новому взглянуть на союз стратегии и импровизационного действа, это не было первым знакомством человека с ролевыми играми. На самом деле, к этому моменту они находились в поле нашего зрения уже сотни лет.
Варгеймы существуют так же долго, как и крупномасштабные боевые действия. Стратегические игры вроде Царской игры Ура и чатуранги всегда пользовались популярностью, но со временем люди начали дополнять эти состязания небольшими деталями. Во времена китайской династии Хань дворяне любили сталкивать между собой находящихся у них в подчинении военных в разнообразных играх на ловкость. При этом они наряжались и изображали полководцев, командующих своими войсками во время сражения. Примерно в то же время — в 70 году нашей эры — был построен Колизей, в котором римляне устраивали исторические реконструкции известных событий. Некоторые их участники были профессиональными военными, в то время как все остальные — бедными невольниками, рабами и заключёнными.
Хотя эти мероприятия и напоминают современные варгеймы и ролевые игры живого действия (LARP), они всё же не были ролевыми в прямом смысле слова. Первые настоящие признаки обнаруживаются намного позже — в Средние века, с появлением турниров. Они начинались как боевая подготовка: сшибки на копьях, рукопашные схватки и прочие ристалища были способами отточить воинское мастерство и подготовиться к неотвратимости военных действий. С течением времени, когда турниры начали проводить во время важных событий вроде свадеб знати и больших празднеств, их популярность начала стремительно расти.
В позднее Средневековье турниры получили новую роль. Они приобрели парадность и подверглись сильному влиянию романтических Артуровских легенд. Участие актёров в разнообразных пышных костюмах превратило эти мероприятия в форму искусства. Рыцари облачались в красочные одежды, чтобы показать преданность своему господину или госпоже. Эдуард III часто проводил турниры, на которых он и его личный гвардеец наряжались как знаменитые Рыцари Круглого стола. Во время дня соревнований зачастую они даже вживались в образ своих персонажей, что довольно сильно напоминает современный LARP.
Со временем турниры имели всё меньше общего со сражениями, и всё больше с рассказыванием историй: мифы и легенды о рыцарях-участниках становились центром внимания. Наверное, самым красноречивым примером можно считать турнир, проведённый в 1468 году герцогом Бургундским Карлом Смелым. Многие его участники нарядились как известные легендарные и исторические личности, а также заставили облачиться подобающим образом и своих оруженосцев. Были возведены сложные декорации, вроде золотых деревьев, на которых красовались гербы присутствующих рыцарей. Антуан I де Люксембург-Линьи — благородный дворянин, участвовавший в действе — был заперт в башне, которую можно было отворить лишь с помощью специального золотого ключа. Подобные масштабные события невольно навевают мысли о современном косплее, массовых играх и квест-комнатах.
У вас в играх могут быть сколь угодно драматичные сюжетные повороты, но какой в них толк, если история вращается вокруг непримечательных персонажей. Между 16 и 18 веками в Италии стало популярным направление профессионального театра, названное комедией дель а́рте. Его особенностью стал акцент на импровизации и типовых персонажах, которые обыгрывали гипертрофированные стереотипы для создания комедийного эффекта: богатый старый скряга, шумный слуга, трусливый военачальник и так далее.
Хотя такие представления и могли проходить в театрах, часто их устраивали прямо на месте — на городских площадях, взобравшись на повозку. Актёры путешествовали по Европе, их популярность росла, и в какой-то момент знать тоже обратила на них внимание. Лорды и леди предлагали им своё покровительство в обмен на согласие выступать на их земле. Некоторые знатные дома приглашали наиболее популярные труппы давать представления во дворцах. Актёры часто пытались завлечь публику в действо, спускаясь со сцены в толпу и взаимодействуя с ней. В какой-то мере это сродни современной пантомиме и обмену колкостями между комиком и его зрителями во время стендапа.
Существовал и другой вид развлечений, который развился из предыдущих примеров, оказавший наибольшее влияние на современные ролевые игры. Салонные игры приобрели популярность в 19 и 20 столетии и были доступны не только знати. Многие из этих игр появились и получили наибольшее признание в Викторианскую эпоху, в основном в Великобритании и Северной Америке. Некоторые из них мы бы узнали и сейчас, такие как «музыкальные стулья» или «жмурки», но были и другие, которые полагались на рассказывание истории. За играми вроде «чепухи», в которой история постепенно обретает форму на согнутых кусочках бумаги, передаваемых по кругу, люди коротают время и в наши дни. И хотя сегодня они трансформировались в патигеймы, такие как Mad Libs, их главная механика, заключающаяся в создании общей истории группой людей, работает точно так же, как она должна работать в хорошей настольной ролевой игре.
Ещё больше сходств с нашим хобби салонные игры получили в 20-30х годах прошлого столетия. Хотя они всё ещё пользовались спросом, невероятную популярность приобрели и настольные игры. Салонные игры изменились, ещё сильнее отдаляясь от состязаний на ловкость, и всё больше требуя вживания в некую роль и принятия тактических решений. Одной из наиболее популярных была «Скамья присяжных». Изданная в 1937 году компанией Parker Brothers, также создавшей «Монополию», эта игра предлагала участникам разрешить шесть судебных дел в качестве присяжных заседателей. Окончательное решение игрока сильно зависело от его субъективной интерпретации улик и умении обращать внимание на детали.
Люди любят притворяться не теми, кем они являются. Не важно: неуклюжим глупцом или королём Артуром. И хотя Dungeons & Dragons стала первой игрой, собравшей воедино разнообразные правила, позволившие формализовать этот процесс, к тому моменту человечество осваивало ролевые игры в той или иной форме уже многие столетия.
—
Перевод: Евгений Вислоухов
На обложке: Julian Artworks изобразил рыцаря, который (предположительно) жалеет, что копьё было не ларповым.
Ещё 1к4 статей