.
Элементы противоречия — Создаём многогранность двумя бросками костей

Я уже писал о том, как опасно до бесконечности налегать на одни и те же идеи, порождая тем самым крайне плоские сеттинги, ситуации и персонажей: варвары характерны своим варварским варварством, плуты примечательны своим плутовским плутовством, и так далее. Ваши сценарии от такого не только становятся скучнее ещё на уровне идеи, но и приносят меньше удовольствия во время игры.

Это перевод статьи Elements of incongruity за авторством Джозефа Манолы.

Если Пламенный Шабаш Ведьм-Пиромантов Пылающего Огня идет ва-банк со своими огненными заклинаниями, то рано или поздно игроки изобретут надежные меры пожарной безопасности, и любые действия Шабаша отныне станут им скучны и однообразны. А ведь игры расцветают там, где игроки могут погрузиться в напряжённую и противоречивую ситуацию, вывернуть её себе на пользу — создание многогранности улучшает игру.

Элементы противоречия | изображение 1

Для этого есть один простой способ: нужно озаботиться тем, чтобы в каждом существе, в каждой группе или фракции имелся хотя бы один элемент противоречия. Это складка на поверхности концепта, от которой он не только станет интересным и запоминающимся, но и даст возможность для более тонкой игры — благодаря устойчивости к излишне самоуверенным и уязвимости к тщательно подготовленным.

Вот вам несколько примеров. Для придумывания какого-то неигрового персонажа или фракции, начните с броска к3 и к6.

Тип противоречия (бросок к3)
  1. Противоречие в характере.
  2. Противоречие в группе.
  3. Противоречие натуры.

Противоречие в характере

В детской литература этом приём используется постоянно («Оказалось, что втайне дракон любил танцы!»). Его можно применять не только для подножки тем, кто слишком поспешно делает прогнозы о поведении персонажа — у игроков, что озаботились узнать персонажа глубже, появляется отличный повод для дружбы или рычаг для манипуляций. Определите противоречие в характере, бросив к6.

  1. Противоречивое убеждение. У персонажа имеется хотя бы одно искреннее и глубокое убеждение, о котором не догадаешься на основе идеологической приверженности или общего взгляда на мир. У рационального в целом человека может быть суеверие, в котором он полностью и бесповоротно уверен. У традиционалиста и консерватора может оказаться неожиданно либеральный взгляд на какую-то проблему, или наоборот. Ещё бывает важный подтип — противоречие в жизненной позиции. У достойного человека может быть свое бревно в глазу или найтись людоедские предрассудки, а у безнравственного разложенца будет хотя бы одна черта, которую он не может переступить из моральных соображений.
  2. Противоречивое поведение. У персонажа в поведении есть некая особенность, которая не укладывается в рамки его социальной роли. Огромного самолюбия ожидаешь среди аристократов, но уж точно не от орка-разбойника. Зашкаливающий уровень межличностной агрессии это норма среди уличной шпаны, но удивительно для библиотекарей. Эта особенность могла оказаться полезной в жизни — библиотекарь, что поверг в трепет всех своих конкурентов! — или серьезным препятствием, которое персонаж старается преодолеть, чтобы вписаться в общество.
  3. Противоречивое увлечение. Персонаж интересуется чем-то совершенно неожиданным — рассеянный мудрец оказался большим любителем боёв на кулаках, а жестокий огр раскрылся как вдумчивый, искренний ценитель музыки. Он может стыдиться своего интереса и держать его в секрете, и от того только увеличится желание поделиться с человеком без предрассудков или с товарищем по хобби.
  4. Противоречивая предыстория. Этот персонаж не всегда был таким, как сейчас. Он мог перенести колоссальный взлёт или падение социального статуса (к примеру, уличный воришка воспитывался в дворянской среде (или наоборот)), его что-то заставило пройти через культурный сдвиг, кардинально поменяв его религиозные, идеологические или культурные взгляды. В результате изменений у него могли появиться знания или навыки, несоответствующие его месту в мире — у этого воришки могло остаться неожиданно глубокое понимание дворянского этикета от привилегированного детства!
  5. Противоречивые отношения. Персонаж поддерживает отношения (личные, семейные, романтические), которые дают доступ к далёкой от него сфере жизни. Сестра главаря бандитов может оказаться городским архивариусом. А этот странный, вонючий бродяга в далёком детстве был для местного барона другом. Такие отношения могут быть дороги обоим, даже если в них есть некое чувство неловкости.
  6. Противоречивые амбиции. Всю жизнь этот персонаж мечтал заниматься чем-то совершенно противоположным. Возможно, этот матрос с детства хотел карьеру художника (или наоборот). Персонаж может таить влюблённость в кого-то на много ступеней выше по социально лестнице и мечтать убежать с ним в прекрасное далёко. Такие амбиции могут быть и постоянной темой для разговора, и надежно сокрытым секретом — в зависимости от контекста.
Элементы противоречия | изображение 2

Противоречие в группе

Когда речь заходит об отдельных представителях группы, во многих приключениях используется подход «шоколадного молока к шоколадному торту»: если группа состоит из жестоких дикарей, то главарь обязательно должен быть самым дико жестоким. Но насколько же дальше заведёт вас продумывание отличий: вещей, которые выделяют персонажей не только по силе признака, но и по его отличиям. Такие противоречия могут как делать группу сильнее, так и однажды разделить её. Определите противоречие в группе, бросив к6.

  1. Противоречивая идеология. В коллективе все занимаются одним и тем же — иначе какой это коллектив — но у одного персонажа на это иные резоны. В группе бандитов, которыми движет жажда наживы, один может воспринимать криминальную деятельность как инструмент для борьбы с социальным неравенством. Может, большинство солдат и сражается, потому что вправду хочет победить в войне, но у командира на уме только личная кровная месть на религиозной почве. Так или иначе, этих противоречий должно быть недостаточно, чтобы мешать группе работать сообща (иначе давно бы уже распались), но в кризисных ситуациях они наверняка выйдут на передний план.
  2. Противоречивая компетенция. Кто-то в чём-то попросту гораздо лучше или гораздо хуже остальной группы. Возможно, эти воры обычные бузотёры — за исключением одного, который дерётся на ножах, как величайший мастер. Может быть, хобгоблины и закалённые в боях воины… кроме одного, которого впервые взяли на дело, ведь он чей-то младший брат. Как ни посмотри, подобные различия могут стать причиной для гремучей смеси из негативных и позитивных эмоций: обладающих большой силой персонажей воспримут с уважением и завистью, а в чувствах к чрезвычайному слабаку может смешаться презрение и желание опекать.
  3. Противоречивый опыт. Чьё-то происхождение или культурный уклад очень отличается от остальных. Он может быть иной этнической принадлежности (или видовой, если это фэнтези), верить в иную религию, или вырасти в другой классовой или культурной среде. Например, член группы аристократических подонков на самом деле был рождён в нищете, и очень этого стесняется. Из такого противоречия в умениях и способностях группа может черпать силу, но от него же могут возникать конфликты, которыми хитрый противник может воспользоваться, дабы их рассорить.
  4. Противоречивые таланты. У кого-то в группе есть неожиданная способность, которой другим не хватает. Учёный в группе попрошаек, умелый дипломат в банде орков-налётчиков, одарённый охотник в окружении бюрократов и т.д. В рамках фэнтези способность может быть и неким магическим талантом.
  5. Противоречивые принципы. Кто-то в группе отличается положительной чертой характера — например, милосердием, верностью, толерантностью, смелостью или сострадательностью — которой нет у остальных. Эта добродетель не должна мешать обычной деятельности группы — пират, отказывающийся красть, долго не протянет — но это вполне может сыграть в решающий момент, когда участник группы отколется от остальных, руководствуясь своими моральными принципами.
  6. Противоречивые ценности. У одного из членов группы есть отрицательная черта характера — например, садизм, трусость, двуличность, жадность или зависимость — которой нет у остальных. Этот порок, в зависимости от контекста, может проявляться открыто или держаться в секрете — но он должен быть достаточно различим в поведении персонажа, чтобы внимательный наблюдатель мог догадаться, что к чему. Как и с добродетелями, подобные недостатки наверняка проявят себя в ключевые моменты — когда кто-то из группы предаст и бросит товарищей или иным образом пойдет на поводу у порочного импульса.
Элементы противоречия | изображение 3

Противоречие натуры

Персонаж не тот, кем кажется. Лицо, которое он показывает миру это маска, а под ней — совсем другая, подлинная натура, и в критических ситуациях становится видно его настоящее лицо. Настоящая личность может быть какой угодно, до тех пор, пока она существенно отличается от той, что выставляется напоказ — но чтобы определить нечто универсальное, бросьте к6 (и да, все эти натуры взяты из старой системы World of Darkness…).

  1. Скрытый монстр. Кем бы ни притворялся персонаж, правда куда страшнее. Если он выглядит достойным — это чистое лицемерие. Если кажется нормальным — это защитный камуфляж. Если притворяется, что хотя бы друзьям он верен — на самом деле только и ждёт удобного момента, чтобы продать их. Всё, что он делает на самом деле направлено на получение личной выгоды за счёт других. Даже самые благожелательные на вид поступки. Особенно самые благожелательные поступки.
  2. Скрытый опекун. Кем бы ни казался персонаж, в сердце он тот ещё добряк. Он всё ещё может сделать больно, но исключительно из-за веры в то, что любовь иногда должна быть суровой. Или из надежды, что цель оправдает средства. Или потому, что пытается защитить друзей или преподать урок. В конце концов, он всегда попытается утешить союзников и минимизировать урон врагам, хотя для сохранения лица и притворится, что это не так.
  3. Скрытый конформист. Персонаж ведёт себя только в соответствии с тем, чего от него ждут. Он может казаться жестоким, добрым, творческим, образованным, стеснительным, и так далее — но это лишь фасад, маска, надетая, чтобы другим было лучше. Помести его в другой социальный контекст, и он станет вести себя иначе. Вынь его из социального контекста, и он даже может начать долгий и болезненный процесс поиска собственных желаний.
  4. Скрытый судья. Этот персонаж в душе моралист. Он может притворяться анархичным, аморальным, всепрощающим или даже нигилистичным — но втайне он постоянно, постоянно судит вас. Каждое его действие — это скрытый тест, даже если он замаскирован под акт милосердия или садизма, гедонизма или безразличия. И по сути то, как он вас воспринимает, зависит от аттестата в его голове, в который он втайне заносил вам оценки всё это время.
  5. Скрытый ребенок. Этот персонаж так толком и не вырос. Он может сносно отыграть роль взрослого, и даже притвориться, что у него настоящие взрослые мотивы, но внутри это всё детское любопытство, детская прилипчивость или капризы и А Я ХОЧУ СЕЙЧАС! Такие персонажи часто тянутся к тем, кто заменит им родителя, хотя на словах могут называть такие отношения романтическими, политическими или профессиональными.
  6. Скрытый идеалист. Персонаж искренне, всерьёз верит в некий великий идеал: Свободу, Справедливость, Честь, Достоинство, вот это всё. Вероятно, он об этом не сильно распространяется, ведь знает, что большинство или поднимет их на смех, или не поверит. Но когда дело доходит до драки, он в самом деле готов убить или умереть за свой идеал — причём наверняка способом в равной степени ужасающим и вдохновляющим.

Противоречивость на примерах: Бандиты из Глухомани

Элементы противоречия | изображение 4

Давайте применим наши возможности к самому унылому из фэнтезийных клише: группе разбойников. Надеюсь наглядно показать, как противоречия могут привести к более интересной игре! (И да, при желании можете применить все 18 одновременно).

Скучный вариант: Эти разбойники — грабители, живущие в глухой чаще. Их лидер — самый большой и злой из разбойников.

1.1: Разбойники, на свой оригинальный лад, глубоко религиозны. Они отказываются от грабежа в религиозные дни и не трогают духовенство.

1.2: Разбойники ненавидят ложь. Они могут ограбить и убить, но хотя бы честно об этом скажут.

1.3: Разбойники обожают музыку. Их воодушевляющие песнопения разносятся по глухому лесу, и они готовы рискнуть, чтобы своровать музыкальные инструменты или похитить музыканта.

1.4: Разбойники начинали как группка исключённых из университета студентов, обратившихся к грабежам. Для лесных отшельников они удивительно образованы.

1.5: Главарь разбойников влюблен в местную священницу, и посещает её храм тайком, ночами. Эти двое в глубоком раздрае по поводу этих отношений.

1.6: Разбойники вообще-то планировали стать законопослушными торговцами, а ограблениями всего-то хотели поднять начальный капитал. Но одно, другое, третье, и вот они застряли в глухомани, скрываясь от властей…

2.1: Вся банда действует во имя наживы, но одна из них верит, что отбирать ценности у людей — её священная обязанность, что она дамоклов меч над головой общественной несправедливости.

2.2: Одна разбойница настолько превосходит остальных в стрельбе и умении мастерить из дерева, что это совершенно невыносимо. Все её ненавидят.

2.3: Один из разбойников — гоблин, выступающий как разведчик для группы и остро осознающий, что его никогда не воспримут, как товарища.

2.4: У одного разбойника естественный талант к магии, хоть он ей совсем не обучен, и потому почти не контролирует её проявления.

2.5: Одна из головорезов очень предана товарищам, и с радостью отдаст за них жизнь. (Они для неё подобного не сделают даже в мыслях).

2.6: Один разбойник — отвратительный алкоголик, неспособный противостоять влечению даже в моменты когда знает, что очень следовало бы.

3.1: Одна разбойница — монструозная социопатка, которая только и ждёт момента, когда получится предать «друзей» и сбежать со всем награбленным.

3.2: Один из разбойников каждый раз втайне старается, чтобы никто с обеих сторон не пострадал во время ограбления — заявляет, что мотивы его исключительно прагматичны, но на самом деле он искренне не переносит жестокость и насилие.

3.3: Кто-то из налетчиков вступил на скользкую дорожку преступности из-за давления. Он много говорит о любви к свободе и несправедливости закона, но с удовольствием вернулся бы к беззаботной жизни честного трудяги, если б выпал шанс.

3.4: Одна из разбойниц незаметно проверяет остальных чтобы понять, достойны ли они её верности, и готова им жизнь посвятить, если они пройдут тест. Или предать их властям, если провалят.

3.5: Под свирепой маской один из разбойников втайне скрывает пропасть неуверенности, цепляясь за одобрение главаря в качестве утешения перед незнакомым и непонятным ему миром.

3.6: Один из разбойников глубоко верит в личную свободу, и предпочтёт умереть или убить, но не принять хоть какие-то стеснения или ограничения.

Элементы противоречия | изображение 5

Перевод: Алексей LESHENONE

На обложке: группа персонажей от Albert Urmanov, которые могли бы быть ничем не примечательны, если бы не пара бросков костей.

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить!

Ещё 1к4 статей