Веб-история

Как начать играть в Dungeons and Dragons

Ультимативный гайд

Это материал в формате веб-истории.

Если вы предпочитаете более развернутую текстовую версию, вы найдёте её по ссылке ниже.

Полная текстовая версия

Что такое Dungeons and Dragons?

D&D — это настольная ролевая игра, центральное место в которой занимает история, рассказываемая её участниками.

Исход этой истории не предрешён заранее, и большая часть событий будет разворачиваться согласно действиям игроков.

Игроки создают персонажей и отправляются в долгое и полное опасностей приключение.

У игры есть ведущий — мастер подземелья (он же данж-мастер или ДМ).

Мастер отвечает за логику выдуманного мира, а так же всех неигровых персонажей — друзей и врагов, — которые будут встречаться героям в их странствиях.

Как это выглядит?

Кому-то нравится выстраивать на столе огромные запутанные лабиринты подземелий и использовать детализированные раскрашенные миниатюры для героев и монстров.

Другие считают, что достаточно карты, нарисованной на бумажке в клеточку, и монет или пуговиц в качестве героев.

Третьи предпочитают так называемый «Театр разума», когда для игры вообще не используются какие-либо компоненты.

Но основой игры всегда служит совместное рассказывание общей истории.

Игроки описывают действия своего персонажа, обсуждают планы с остальными членами группы и общаются с другими существами, населяющими выдуманный мир.

Игрок сам решает, что будет делать его персонаж. Но не каждое намерение обречено на успех. Чтобы определить исход ситуации, мастер может попросить игрока совершить необходимую проверку.

— Я хочу выбить эту дверь плечом, — говорит Антон, играющий за дварфа Адрика.

— Хорошо, пройди проверку силы, — отвечает мастер, одновременно прикидывая сложность: герой стоит перед крепкой дубовой дверью, выбить такую — не самая простая задача. Можно смело решать, что сложность будет равняться 15. Игрок бросает 20-гранную кость.

— О, нет! У меня выпало 1! — Антон понимает, что это не просто неудача, а неудача критическая — дополнительное правило, с которым играет эта группа, гласит, что любая выпавшая на 20-граннике единица будет считаться критическим провалом.

— Адрик разбегается и со всей силы врезается плечом в массивную двухметровую дверь. Остальные члены команды слышат треск, но, к сожалению, этот звук издают не дубовые доски, а кости бедного дварфа, который получает три единицы урона

Что нужно, чтобы играть в D&D?

Если коротко, вот примерный список в порядке важности:

Люди: игроки и мастер; Правила, чтобы создать героев и играть ими; Приключение — любому герою нужна цель; Кости, они же дайсы; Карты местности: для наглядности боёв и путешествий; Миниатюры: для тех же боёв; Ширма мастера: чтобы скрывать свои броски от игроков, создавая интригу

Первые четыре пункта обязательны, остальные — опциональны.

Сколько нужно людей и где их искать?

Количество

Оптимальным количеством игроков (помимо мастера) обычно считается три-четыре человека. В таком случае можно не переживать, что ДМа не хватит на всех, но и внутрикомандное взаимодействие будет достаточно интересным.

Но можно играть и вдвоём и вдесятером, (хотя это и будет испытанием для мастера) — всё зависит от конкретно взятой группы.

Друзья

Если у вас есть друзья, то вопрос отпадает сам собой. Осталось только начать играть!

Кому быть мастером?

Раз вы читаете это, то, скорее всего, уже потратили больше времени на изучение вопроса, чем остальные члены вашей группы. Поэтому будет логично, если именно вы возьмете на себя эту роль. Не стоит переживать, что у вас ничего не получится, как и в любом деле, здесь просто нужна практика. Конечно, первое время не обойтись без ошибок, и игра не всегда будет идти гладко, но с каждой новой сессией вы будете чувствовать себя всё увереннее.

Прежде чем начинать водить игру, будет не лишним поучаствовать в партии в качестве игрока, чтобы иметь лучшее представление о том, как проходит сессия. Если же такой возможности нет, посмотрите запись какой-нибудь игры — вы сможете найти пример в самом конце, в разделе Полезных ссылок. Последите за тем, как мастер ведет партию, как действует сам и реагирует на действия игроков. Не стоит волноваться, что ваши игры будут выглядеть хуже, просто используйте такие видео в качестве источника вдохновения.

Кроме того, в интернете легко найти множество советов о том, как быть хорошим мастером. Начать можно с цикла о ведении D&D от Мэттью Колвилла. Ищите первое видео с русскими субтитрами в Полезных ссылках.

Знакомые

Но даже если сложившейся компании нет, можно попробовать осмотреться вокруг.

Среди одноклассников, одногруппников, соседей по общаге или коллег всегда может найтись пара-тройка людей со свободным вечером.

Лига

Игроки не нашлись в ближайшем окружении? Спросите в местных магазинах настолок о Лиге искателей приключений.

Это официальные игры, где приключения, собранные в сезоны, образуют большие сюжетные арки

Прелесть Лиги в том, что вы можете двигаться по сюжету, играя в разных местах и с разными мастерами — для вашего персонажа это будет одна продолжающаяся история.

Если вы хотите попробовать, но ещё не успели создать героя — вам могут выдать готового на месте. Понимаю, что интроверты и прочие хикканы сейчас напряглись (я бы напрягся!), но, поверьте, оно того стоит. Начать поиски можно со списка, который вы найдете в Полезных ссылках, в самом конце.

Интернет

Наконец, можно поискать в ВК группы, где люди оставляют объявления о поиске единомышленников в своём городе или для игры онлайн.

Несколько примеров таких групп вы найдете в разделе Полезных ссылок.

Где взять правила?

Базовые правила и SRD

Если вам нужен бесплатный вариант, то таких два: Базовые правила и Справочный документ по системе (SRD).

Базовые правила

Базовые правила (D&D Basic Rules) выложены в открытый доступ (ищите в Полезных ссылках), чтобы любой желающий мог бесплатно получить минимальный набор контента, необходимый для игры. Они делятся на четыре больших части, внутри которых вы найдете и информацию о создании персонажа, сами правила, по которым проходит каждая игра, а также, списки заклинаний, монстров и магических предметов, и советы для мастера по составлению боевых столкновений.

Грубо говоря, этого документа достаточно, чтобы играть в те самые Подземелья и драконы, не тратя при этом ни одного золотого (точнее, деревянного). Конечно, в нём представлено всего четыре расы для создания героев: дварф, эльф, полурослик и человек, и четыре класса: воин, плут, жрец и волшебник, а также минимальный набор заклинаний для двух последних классов, но этого более чем достаточно, чтобы провести героев через множество приключений. Впрочем, есть и другой вариант.

Справочный документ по системе

Второй бесплатный ресурс — Справочный документ по системе (System Reference Document, SRD). Здесь меньше художественных описаний, чем в базовых правилах, и сам документ менее дружелюбен к новичкам, но зато тут гораздо больше информации. В SRD представлено большинство классов и рас, а также приведены обширные списки заклинаний и монстров.

Нужно понимать, что информация всё ещё дана в урезанном виде: например, в SRD имеются характеристики холмовых дварфов, но ни слова о горных, а среди монстров не хватает некоторых культовых существ вроде бехолдеров. С другой стороны, документ представляет из себя компиляцию так называемого троекнижия — трёх основных книг по D&D, и при этом распространяется бесплатно.

System Reference Document, переведённый на русский язык, вы можете найти в разделе Полезных ссылок.

Стартовый набор

Если вам нужен максимально быстрый старт, без оглядки на нюансы, и вы готовы за это заплатить, обратите внимание на Стартовый набор, который с недавних пор получил официальный русский перевод.

Стартовый набор

Внутри коробки вы найдете: — пять готовых персонажей; — урезанный вариант базовых правил, достаточный чтобы прокачать героев до пятого уровня; — шесть игральных костей; — приключение Затерянные рудники Фанделвера, написанное специально для неопытных мастеров;

Насчёт пиратства

Почти всё описанное тут уже было так или иначе переведено на русский и теперь может быть найдено на просторах рунета. Ещё пару лет назад это было почти единственным шансом для тех, кто не знает языка, но сейчас всё понемногу меняется. Вчерашние данжи теперь уже официально превращаются в подземелья, кишащие драконами. У каждого могут быть свои мотивы, чтобы пиратить, но главное понимать, что это, скорее всего, не идет на пользу развитию нашего любимого хобби в родных краях.

Книга игрока

Основным же источником правил является Книга игрока. Её структура напоминает Базовые правила, а главное отличие заключается в более полном наборе вариантов для рас, классов и расширенный список заклинаний. Из всех книг, которые были выпущены WotC, эта, пожалуй, — самая нужная и полезная.

Обратите внимание при покупке

В первой ревизии русскоязычной версии обнаружился неприятный изъян — опечатка в одной из таблиц, для исправления которой к книге прилагали наклейку. В последующих изданиях ошибка была исправлена, но до покупки будет не лишним убедиться, что перед вами издание с исправленной таблицей.

Если есть возможность подержать книгу в руках, откройте 115-ю страницу, на которой находится таблица со способностями класса Чародей. Если последние два столбца (8-й и 9-й круги заклинаний) идентичны и содержат по четыре единички — перед вами издание с ошибкой. Если же вы покупаете книгу через интернет, стоит уточнить у продавца об этом изъяне. В случае покупки издания с ошибкой, свяжитесь с издателем, чтобы вам выдали наклейку с исправленной таблицей или решили этот вопрос как-то иначе.

Энциклопедия чудовищ

Энциклопедия чудовищ это своего рода руководство по монстрам, содержащее огромное количество существ, которые могут встретиться игрокам во время их приключений.

Энциклопедия чудовищ

К каждому монстру прилагается изображение, блок с его характеристиками и атаками, а также описание: у кого-то краткое, а у некоторых — довольно объемное.

Энциклопедия чудовищ

Энциклопедия — довольно полезная книга, ведь даже в готовых официальных приключениях не всегда даются характеристики упоминаемых монстров. Хотя, при желании можно заменить их доступными из SRD или придумать собственных, полагаясь на гайды в интернете.

Можно придумывать целые приключения вокруг одного типа монстра или даже конкретного его представителя: достаточно открыть книгу на случайной странице, и вот ты уже представляешь себе небольшую деревушку, терроризируемую хищным Бехиром. Почему он покинул свои пещеры и вылез наружу? Можно ли решить проблему, не применяя силу, или герои будут вынуждены бросить вызов мощному врагу? Разбираться в этом придется игрокам.

Руководство мастера

Руководство будет полезно (сюрприз!) данж-мастеру. В нём содержатся советы по созданию собственного мира и приключения, говорится о том, как вдохнуть жизнь в окружающую игроков среду, приводится список различных магических предметов и набор дополнительных правил, которые могут быть добавлены в игру.

Какие бывают приключения и где их взять?

Приключение (или модуль) это, чаще всего, многостраничный текст, в котором содержится подробное описание сюжета, неигровых персонажей, сокровищ, монстров, а также карты. Можно выделить несколько важных характеристик готовых приключений: продолжительность, свобода действия и официальность.

Продолжительность

Чаще всего приключения героев складываются в большую кампанию, прохождение которой может занять у игроков не один год. Такие кампании отличает наличие продолжительного сюжета, с различными ответвлениями в виде побочных заданий.

Продолжительность

Впрочем, не каждое эпичное приключение должно длиться долгие годы. Приключения, занимающие всего один игровой вечер, называются one-shot. В них всё ещё законченный сюжет, но отсутствует продолжительная экспозиция: герои приходят и спасают день.

Свобода действия

Если представить свободу действий в приключениях в виде спектра, то на одном его конце будут так называемые «рельсы».

Как и следует из названия, это приключение, не предполагающее ответвлений. У героев нет возможности выбрать подход к решению проблем, и им остается просто двигаться по заданной траектории.

Свобода действия

На другом конце спектра расположилась «песочница».

В таком приключении игроки вольны выбирать, что будут делать их герои, а мастеру нужно подстраиваться на лету. Очевидно, что такой тип игры водить сложнее, и мастеру придется провести серьёзную подготовительную работу.

Свобода действия

Важно понимать, что приключения редко представляют из себя рельсы или песочницу в чистом виде. Обычно это что-то среднее — некий сюжет с важными ключевыми моментами, которые должны произойти в любом случае, но между которыми герои будут проводить время так, как им захочется.

Официальность

Официальными модулями считаются приключения, изданные Wizards of the Coast.

На данный момент по пятой редакции уже выпущено 13 таких модулей на английском. Они продаются в виде книг в твёрдой обложке и представляют собой большие законченные истории.

Официальность

Плюсы и минусы официальных модулей: + хорошее качество повествования; + профессиональные карты от крутых художников; + сбалансированность боёв; – почти все приключения привязаны к одному сеттингу (Забытые Королевства); – стоимость — цена модуля сравнима с ценой средней настолки (4 000—5 000 р.);

Официальность

Впрочем, «неофициальность» приключений не обязательно означает плохое качество. Существует достаточно сторонних компаний и отдельных авторов, которые выпускают профессионально-сделанные модули.

Очевидно, что купить физическую копию такого модуля намного сложнее, особенно у нас. Чаще всего это вообще невозможно — большая часть неофициальных приключений распространяется только в электронном виде.

Официальность

Плюсы и минусы неофициальных модулей: + хороший выбор тематики и сеттингов; + большое количество средних и коротких (one-shot) приключений; + относительно небольшая цена (в среднем 400—800 р., но достаточно много бесплатного контента); – относительно небольшая цена (в среднем 400—800 р., но достаточно много бесплатного контента); – качество и баланс могут страдать; – физическую копию чаще всего не найти;

В самом конце в разделе Полезных ссылок вас будут ждать сайты, с которых можно скачать приключение на любой вкус.

Какие нужны кости, и где их брать?

Кости

Кости (или дайсы) отвечают в D&D за создание напряжения.

Если что-то получено слишком просто, это не приносит удовлетворения, поэтому героям нужно бросить вызов, дать испытание, исход которого будет во многом зависеть от способностей и умений, но с небольшой поправкой на удачливость.

Кости

В D&D используется шесть костей с разным количеством граней: 4, 6, 8, 10, 12 и 20.

Первые пять обычно нужны для определения урона: кинжал нанесёт 1к4, а большой топор — 1к12. 20-гранная используется для всего остального, например чтобы убедить стражника в том, что убитый сам четырежды упал на нож.

Кости

В идеале у каждого игрока должен быть свой набор (и, лучше, не один), так удобнее, да и просто приятно играть собственными дайсами. На первое время вполне хватит бесплатного приложения для бросания костей, скачанного на смартфон. Ищите по запросу вроде D&D dice.

Самый доступный вариант для покупки физических дайсов, как обычно, — алиэкспресс. Там можно найти комплект за 50—100 р. Или дороже, если кости будут, например, из металла.

Как играть в Dungeons and Dragons через интернет?

Мессенджеры

Самый дешёвый вариант — игра через зум, дискорд и другие мессенджеры, поддерживающие видеосвязь. Желательно, чтобы у всех участников была камера и более-менее быстрый интернет.

Если же вы хотите более тактических игр, то без стола не обойтись. В данном случае — виртуального.

Roll20

Roll20 — наверное, самый популярный способ игры в D&D и другие настольные ролёвки через интернет.

Представляет собой большое поле, с которым одновременно могут взаимодействовать все участники: мастер загружает карту, выставляет токены героев и врагов, и можно играть.

Roll20

Плюсы: + распространяется бесплатно (есть подписка, но она не обязательна); + листы персонажей заполняются прямо в программе, что автоматизирует всю математику, лежащую за бросками костей; + есть возможность купить официальные книги правил и тем самым упростить процесс создания персонажа; + запускается прямо в браузере;

Tabletop simulator

Как и следует из названия — полноценный симулятор стола. Вы управляете камерой, можете летать над виртуальной поверхностью, брать с неё предметы и ставить (или бросать) их обратно.

Tabletop Simulator не заточен под какую-то конкретную игру, а скорее представляет из себя движок: есть механизм работы с игральными картами, токенами, фишками, костями, линейками и так далее.

Tabletop simulator

Плюсы: + игровые предметы, в том числе кости, подчиняются физическому движку, что позволяет добиться большей «тактильности»; + за относительно небольшую цену (около 400 р. в steam) позволяет играть в тысячи различных настольных игр;

Это всё?

Нет, но этого точно достаточно, чтобы начать играть. Чуть позже выйдет вторая часть, в которой я расскажу, откуда брать карты местности и как их печатать, как сделать собственные миниатюры и где купить готовые, какие ещё книги можно приобрести, и нужно ли это делать, и всё в таком духе. Кстати, у этого гайда есть текстовая версия. Там больше информации и всяких полезностей. Добавить её в закладки будет не лишним. Вы найдете её по кнопке внизу. Или листайте дальше, там полно всяких классных ссылок, на которые очень приятно нажимать.

Полная текстовая версия